Прогулки по Харькову с Андреем Парамоновым: биржа труда при немецкой оккупации

Будинок Харківського коледжу текстилю та дизайну по вулиці Данилевського 3, де у часи окупації розміщувалась Біржа праці

Андрей Парамонов

Войска вермахта вошли в Харьков 24 октября 1941 года. Еще продолжались небольшие стычки с задержавшимися отрядами Красной армии, а в городе уже начали принимать на работу местных жителей. На следующий день и в течение недели сформированная городская управа набирала необходимое количество работников в городские учреждения, но прежде всего — рабочих электросети и водоснабжения. Вермахт взял под свой контроль лучшие предприятия города и сюда тоже начали нанимать рабочих.

Городская управа Харькова столкнулась с огромной проблемой: в городе проживало, по разным оценкам, от 600 тысяч до миллиона человек. Неопределенность количества была связана с наличием беженцев с украинских территорий. Для такого количества людей в Харькове не хватало не только хлеба, но и вообще продовольствия. Отсутствие воды, угля и дров для отопления дополняли проблемы горожан. В течение месяца военная администрация запрещала покидать Харьков, но вынуждена была начать пропускать желающих вернуться в свои дома в Полтавской, Киевской и других областях.

После выхода большого числа беженцев в декабре 1941 года в Харькове провели первую перепись населения. Значительное количество людей не попадет в нее из-за неудачной организации. Переписанных оказалось 437882 человека, из которых 113189 мужчин.

Миколаївська площа, весна 1942 р., фото з колекції В. Завершинського

Почти сразу в Харькове начала работать биржа труда, для которой предоставили дом по современной улице Данилевского под №3 (здание текстильного института), но тогда городская управа вернула ему старое название — Госпитальный переулок. Сразу же по городу были распространены объявления о том, что все безработные должны немедленно зарегистрироваться на бирже. Немцам прежде всего были нужны профессиональные специалисты для работы в Германии, а уже потом учет ресурсов рабочей силы.

Будинок Харківського коледжу текстилю та дизайну по вулиці Данилевського 3, де у часи окупації розміщувалась Біржа праці

Руководил группой труда в Харьковской области доктор Ране. Начало работы было довольно удачным: много специалистов завербовали для работы в Германии. Их родственники получали в Харькове дополнительные пайки, помощь и освобождались от квартирной платы. Находясь на работах в Германии, такие специалисты сохраняли за собой даже квартиры в Харькове. Всего на начало июля 1942 года добровольно в Германию выехал 17741 специалист только из Харькова. Затем количество завербованных уменьшилось. Не все из них обращались с заявлением о помощи своим родным, но благодаря им более 51 тысячи жителей Харькова получали помощь: только в денежном эквиваленте им было выплачено на 1 октября 1942 года 1,7 млн. рублей.

Благодаря работе биржи труда оказалось, что в эвакуацию не выехало довольно много профессиональных рабочих с танкового завода. Конечно, они не остались без работы и занимались ремонтом бронетехники. Неожиданностью было и значительное количество работников железнодорожного транспорта, в том числе машинистов. Почему их не эвакуировали, непонятно. Было сформировано несколько бригад, которые начали курсировать по железной дороге не только в Украине, некоторые бригады неоднократно бывали в Германии.

Регистрация на бирже труда была обязательной. Раз в неделю безработный приходил на свой участок по месту жительства и его визит фиксировался в учетной карточке. Собственно, сначала такая регистрация представляла собой лишь учет и возможность получить какие-то карточки, скажем, для бесплатных обедов. Но уже весной 1942 года труд безработных начали использовать для подготовки оборонительных сооружений на восточных границах города, а позже, когда вербовка рабочих замедлилась, их начали принудительно вывозить в Германию. Если человек по каким-либо причинам не приходил на регистрацию, то его штрафовали. Вот, скажем, учительница Неонила Гризодубова зарегистрировалась 20 февраля 1942 года, а потом не посещала биржу труда. В октябре того же года ее оштрафовали на 50 рублей. Но это еще небольшой штраф — иногда суммы доходили до 500 рублей.

Облікова картка харківської Біржи праці, з фондів Державного архіву Харківської області

Во времена советской власти деятельность биржи труда в Харькове считалась негативной, такой, что действовала только как часть репрессивного аппарата оккупационной власти. Но если внимательно присмотреться, какие проекты продвигались через это учреждение, можно увидеть, сколько населения получали новые знания. В 1942 году несколько групп горожан учились на курсах лесников и семеноводства в Германии. В самом Харькове основали школу агрономов, где читали лекции не только украинские преподаватели, но и немцы. Произошло возрождение деятельности машинно-тракторных станций: через них стали поступать современные агрегаты и механизмы для сельского хозяйства. Время от времени курсы в Германии проходили специалисты коммунального хозяйства.

Облікова картка харківської Біржи праці, з фондів Державного архіву Харківської області

Понятно, что такой крупный город, как Харьков, немцам был нужен как действующий мегаполис, поэтому они вкладывали в его развитие деньги, хотели видеть в его будущем европейский вектор. Война вносила свои жестокие коррективы. Из-за уличных боев в феврале-марте 1943 года Харьков стал одним из наиболее пострадавших городов во Второй мировой войне. После окончания той войны город довольно быстро восстановил и промышленность, и количество жителей, Харьков получил шанс стать мощным во многих сферах. Современная война ставит все больше вопросов о том, каким быть Харькову в XXI веке.